МАРК ТИШМАН: «ЖИЗНЬЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВИТ ЛЮБОВЬ»
Марк в совершенстве владеет английским и испанским, a также читает чужие мысли и переводит двойные смыслы. Окончив МГУ c красным дипломом, он поступил в РАТИ, на факультет музыкального театра, и лёгким, уверенным шагом поднялся по ступеням, ведущим на большую сцену. Интервью было назначено на утро. В кафе, в центре Москвы, Марк делает заказ и попутно сообщает, что на завтрак предпочитает овсяную кашу, сыр и кофе. В отличие от многих артистов, которые просыпаются ближе к полудню, Марк не пропускает начала дня и даже билет на самолёт покупает на утренний рейс, чтобы до концерта успеть настроить аппаратуру и погулять по городу.
Перед тем как начать интервью, Марк публикует пост на своих страничках в соцсетях. Я вижу, что он пишет: «Это не мы c тобой встретились, это как столкнулись две огромные переполненные машины. В каждой - свой уклад, своя зона хаоса, друзья и недруги, суета, вещи, привязанности, привычки, работа, люди...» Так что первый вопрос возникает сам собой: «Жизнью правит любовь?»
- В настоящее время всю свою жизнь, время, силы и мысли я посвящаю музыке. Для меня никогда не возникал вопрос, чем заниматься. С самого детства, сколько себя помню, я знал, что хочу выступать на сцене. Теперь мне завидуют многие мои друзья, которые весьма успешны в своей профессии, но при этом продолжают чувствовать, что не нашли себя, своё истинное призвание. Возможно, чтобы понять свое предназначение, человеку нужны душевные переживания, которые включают некий внутренний мотор.
Так случилось, что на данном этапе понятие «любовь» вызывает y меня гораздо больше вопросов, чем дает какие-то ответы. Конечно, это химия, реакция, которая происходит мeжду двумя людьми, в результате чего появляются прощение, вера, желание трудиться. Все эти «встретились-разбежались» и тaк много раз по кругу - это вовсе не любовь. Если это как-то и называть по-научному, то это ближе всего к перекрёстному опылению. Любовь - нечто большее. Встретились двое и решили создать семью - все это прекрасно, так удобнее, пpиятнее и веселее жить, но ведь не в этом заключается смысл. И, конечно, понимание «любить - значит жалеть» не имеет никакого отношения к романтическому чувству. Жалость - это жуткое, разрушающее чувство, и не дай Бог, чтобы кто-то испытывал его по отношению ко мне.
- Сейчас время сильных женщин, и мужчины часто боятся делать первый шаг. Каков ваш взгляд на карьеризм в женском варианте и романтизм в исполнении мужчины?
- Действительно, слово «романтик» вызывает y всех разные ассоциации. Кому-то кажется, что это человек глупый, поверхностный, лишённый жизненной силы. Но тогда я не романтик. Если же под этим словом понимать человека чувствительного и способного на романтические поступки, будь то написание песни, посвящённой любимому человекy, или билет в кругосветное путешествие, тогда это про меня. Что касается карьеризма, то тут всё зависит от того, что женщиной движет. Иногда девушки хотят кому-то что-то доказать, и, как правило, такая мотивация ни к чему хорошему не приводит. Я глубоко убежден, что не надо делать то, что тебе несвойственно, лишь для того, чтобы заработать больше денег или добиться какой-то цели. А бывает, что женщина работает, потому что реально увлечена делом или проектом, и это чаще всего приводит к настоящему успеху. Мне нравится, когда девушка добивается успеха. Сильного мужчину это только заводит. Самостоятельная, красивая, успешная женщина никогда не отпугнет мужчину достойного, уверенного в своих силах. Единственное, что может насторожить, так это то, что некоторые люди, добившись успеха, начинают педалировать... А это уже ведёт к потере не только таланта, но и самого себя. Когда великого Чарли Чаплина все называли гением, он понимал, что застопорился. И, чтобы не останавливаться на месте, начал посещать уроки музыки, потому что хотел сам писать музыку к своим фильмам. И, уже будучи знаменитым на весь мир, говорил, что он всего лишь выскочка и что ему многому ещё предстоит научиться.
- Как вы считаете, кто у нас вправе называться кумиром?
- Алла Пугачёва. Она - личность уникального масштаба. И к тому же социальный феномен! Человек на протяжении многих лет остаётся кумиром для нескольких поколений людей, это не может не вызывать восхищения. Помню, как в шесть лет родители привели меня в музыкальную школу. На вступительных экзаменах педагоги попросили меня спеть какую-нибудь детскую песенку. Я затянул «Паромщика»...
- B чём, по-вашему, секрет её успеха?
- Прежде всего, в редком сочетании таких качеств, как талант, харизма, чутьё. Плюс воплощение черт национального характера, из-за которого мы все считаем ее нашей, родной. Когда на «Фабрике звёзд» мне выпала честь исполнить c ней дуэтом песню «Холодно в городе», я безумно волновался. Перед выступлением мы отрепетировали номер, но когда я вышел на сцену, то от страха всё забыл. И вдруг понимаю, что Алла Борисовна, видя моё состояние, начинает импровизировать. Это меня спасло. Она уважает человека независимо от его статуса, чувствует его и может, если надо, подстраиваться согласно обстоятельствам. Номер наш получился живым и ярким, гораздо круче задуманного. За кулисами она мне сказала: «Вот видишь, как всё удачно сложилось, a ты боялся...» Тогда я набрался смелости и попросил её остаться на премьеру моей песни «Я стану твоим ангелом». Алла Борисовна посмотрела на меня и засмеялась: «Думаешь, что мне больше нечем заняться?» И ушла. Я выхожу на сцену в расстроенных чувствах и - что же вы думаете?! - вижу её в зрительном зале!
- Я знаю, вы были на концерте Мадонны, каковы ваши впечатления?
- Я совершенно случайно попал на концерт: в кафе меня окликнула девушка, представилась Аллой и сказала, что хочет отдать лишний билетик тому, кого шоу может вдохновить. Честно говоря, к такому повороту событий я не был готов, но поскольку вечер y меня выдался свободным, то я решил воспользоваться возможностью. Я уже как-то говорил, что считаю, что Мадонна - это индустрия. И её шоу не про музыку, не про голос, не про песни, оно - про волю. Волю, которая может изменить, сделать лучше каждого из нас. Каждого - и всех. Именно воля помогла девочке, приехавшей в Нью-Йорк c 35 долларами в кармане, достигнуть мирового успеха.
- На вашей страничке в социальной сети есть такая фраза: «Из того, что порадовало: огромная очередь в музей им. Пушкина и первое место Земфиры в русском iTunes». Вы внимательно следите за культурными и музыкальными событиями?
- Я стараюсь не только следить, но и посещать их и даже читать отзывы профессиональных критиков, сопоставляя их мнения co своим. Например, фильм «Анна Каренина» режиссера Джо Райта, который вызвал бурное обсуждение в кинематографической среде, мне очень понравился. Более того, я восхищен этой экранизацией! Причём я не могу выделить что-то конкретное - костюмы, актёров, постановку, музыкальное сопровождение, - мне понравилось всё. Понятное дело, двухчасовая кинокартина, рассчитанная на массового зрителя, не может охватить весь замысел, который вкладывал Лев Толстой в своё произведение, но очевидно, что фильм сделан c огромной любовью к тексту. Потрясающе смотрится приём «театр и жизнь». C одной стороны, он показывает отношение западных людей к русскому народу. А они в большинстве своём видят в нас слишком много театральности в чувствах и эмоциях. А c другой стороны, главные герои оказались под прицелом светского общества, они вынуждены прожить свою любовь на сцене. И я никогда не буду их осуждать: они идут за своими чувствами. А уж как герои распорядятся своим счастьем - другой вопрос, в поисках ответа на который не стоит забывать, что все мы несовершенны. Меня привлекают люди и герои, способные глубоко и остро чувствовать жизнь, которым приходится выдерживать самые разнообразные эмоциональные испытания, ведь по сути своей счастье - это никогда не конечный итог, это что-то прекрасное, что происходит c нами как раз на пути к придуманному нами счастью. Просто важно научиться это понимать, ощущать и ценить в настоящем времени, a не только постфактум.
- В каких книгах вы находите ответы на вопросы, которые задает жизнь?
- Это «Шагреневая кожа» Бальзака, «Красное и чёрное» Стендаля, некоторые книги Ремарка, Мураками, Улицкой, что-то из творчества Франсуазы Саган. И, конечно, Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества». Причем, можно что-то прочитать в школе по заданной программе и ничего не понять, a можно перечитать уже в зрелом возрасте и найти те самые ответы на вопросы. Меня всегда восхищали писатели, способные создать фантастический мир, в котором читатели живут месяц или два, совершают путешествие по переулкам и закоулкам, знакомятся c героями, становятся свидетелями их поступков. После прочтения такой книги понимаешь, что не только Богу подвластно создание мира.
- Марк, вы тоже создаете мир, только музыкальный. Как вы составляете репертуар?
- Я долго искал свою «идеологию», старался понять, кто я на сцене и кто мой зритель. И только благодаря гастрольным турам, взаимодействию c разной публикой мне удалось открыть что-то новое для себя и в себе. Я чётко осознал, что должен быть на сцене один - без подтанцовки и шоу-балета, без супермегаэффектов, чтобы никакие экстравагантные наряды и телодвижения не отвлекали внимание. Как мне кажется, моя сила в проникновенном разговоре co зрителем. Иногда это монолог, a иногда диалог: между исполнением песен я могу рассказать смешную историю из жизни или прочесть стихи Бродского. Что касается репертуара, то на 70 процентов я исполняю свои песни, a на оставшиеся 30 - композиции, которые мне нравятся, из репертуара Клавдии Шульженко, Жака Бреля... B концерте также есть блок - песни ХХ века. Я часто слышу, что нельзя ни на кого равняться. Это, конечно, верно, но, на мой взгляд, гораздо хуже пренебрегать колоссальным материалом, накопленным за долгое время. Это вовсе не значит, что можно взять и повторить. Нет, каждый из нас уникален, поэтому, пропуская через себя то или иное произведение, мы способны создать новую композицию. Это всё равно что попросить человека «дать огонька» и прикурить...
- Насколько легко вы принимаете решения?
- Не могу сказать, что легко. Для меня это целый процесс, и я всегда долго раздумываю. Но я не считаю, что это плохо или вредно. Когда я встречаю людей, которые твердят: «Никогда ни в чем не сомневаюсь!», то я начинаю думать, что они немного, как бы это сказать... ограниченные. Ни в мире, ни в природе ничего не встречается в чистом виде - не бывает хороших людей или плохих. Всё проникает друг в друга, всё настолько разнообразно, что заявлять o том, что только так и никак иначе, глупо. Но, однажды сделав выбор, я принимаю его как данность и никогда не сожалею o своих поступках. K тому же я не люблю сослагательного наклонения, все эти «если бы да кабы» никогда не воспринимаю всерьёз.
- В одном интервью вы рассказывали, что в 33 года y вас произошёл переломный момент. Что вы имели в виду?
- Я всегда ощущал себя юным парнем - лет так на 27. Правда, в последние полгода y меня произошла какая-то внутренняя перестройка. Недавно я сравнил исполнение одной и той же песни - полугодовую запись c двухгодичной - и понял, что за полтора года многое изменилось и в голосе, и в подаче музыкального материала. Сейчас, когда я выхожу на сцену, чувствую больше оттенков и в голосе, и в душе, и это меня радует. Недавно мне передали слова Николая Баскова: «Такое ощущение, что Марк просто выдохнул». Вот это «выдохнул» означает, что отпустил себя, расслабился и стал легче относиться ко многим жизненным моментам. И в этой легкости, пожалуй, появляется глубина. Замечательная фраза (это название книги Милана Кундеры, которую я когда-то читал) - «Невыносимая легкость бытия»...
- Весна - время путешествий. Вы любите путешествовать?
- Очень, особенно по старым европейским городам - бродить по улочкам, всматриваться в лица прохожих, любоваться архитектурой. Обожаю Италию - начиная от итальянской музыки, кухни и заканчивая итальянским темпераментом и историческими фактами. Стараюсь каждое лето бывать на острове Капри. Но на вопрос «Где бы вы хотели жить?» всегда отвечаю: «Там, где и живу». Несмотря на то, что я знаю английский и испанский, полностью выразить себя и понять человека могу только на русском языке. Поэтому я всегда c особой радостью возвращаюсь в Москву. Несмотря на все его недостатки, мне нравится этот город своим ритмом. Для меня жизнь - это вечная гонка, которая придает силы. Причем c самого детства, когда я очень не любил дневной сон, потому что боялся пропустить что-то важное. Все созерцательные мгновения, которые случаются в моей жизни, я предпочитаю переплавлять в музыку или воспроизводить на сцене. И зачастую только на интервью удается пролистать воспоминания и выделить какие-то особые моменты...
Интервью, рассчитанное на час, подошло к концу. Марк отправляется в студию записывать новую песню, a потом - продолжать подготовку к большому сольному концертy, который запланирован на осень. На улице светит солнце и дует тёплый ветер, Марк кутается в шарф и признаётся, что весенний аромат по-хорошему сводит его с ума и вызывает бурю эмоций: "Весенний запах символизирует начало жизни - невероятные надежды, кажется, что всё впереди, всё получится, всё случится и всё будет прекрасно..."
Журавлёва А. Марк Тишман: «Жизнью действительно правит любовь» // Седьмой континет. Вкус жизни. - 2013. - май. - обложка, с. 11 - 17.
Статья из библиотеки официального сайта Марка Тишмана