НИОТКУДА С ЛЮБОВЬЮ
RS встретился с певцом, поэтом и композитором Марком Тишманом, чтобы узнать, как прошёл его первый большой сольный концерт в Московском международном Доме музыки, что вдохновляет его в жизни и как нужно относиться к своим поклонникам.
- 28 мая в Доме музыки прошёл твой первый большой сольный концерт. Какие ощущения сейчас, когда это свершилось?
- Ощущение сделанного дела. Выполненного долга, прежде всего, перед самим собой, своими близкими людьми, теми, кто за меня переживает, чтобы они видели, чем я занимаюсь. Обычно они видят меня по ТВ в разных передачах и сборных концертах, где я исполняю одну - две песни, часто - каверы. Но этого мало. У них складывается ощущение, что в моей карьере ничего существенного не происходит. А этот концерт, он стал воплощением моей работы, всего того, что я делаю. Там я показываю себя как артист, как композитор, автор текстов всех песен, как режиссёр и как всё на свете. Даже как организатор и как кассир. Было очень забавно, когда я отработал этот концерт, и так случилось, что кто-то из администрации дал зелёный свет, чтобы все желающие взять у меня автограф могли пройти в гримёрку. Есть даже фото, на котором видно невероятное количество людей, которые пришли за кулисы, и как я в одиночку держу оборону. (cмеётся) А у меня тем временем в голове только одна мысль - в сумке лежит огромная «котлета» денег и мне надо рассчитаться со всей командой людей, работавших над проектом. С гримёрами, художниками по свету, со стилистами, костюмерами и т.д. Конечно, эту почётную миссию я бы с удовольствием поручил кому-то другому. Плюс ко всему прямо перед концертом, как это, кстати, часто бывает у артистов, я впервые за 15 лет серьёзно «загремел» в больницу. Напугал всех. И понимаю, что уже не помню, кому и какой гонорар пообещал, какие цифры мне называли, и разрешить эту ситуацию теперь могу только я сам. Наверное, неправильно, вот так делать. Но по итогам я принял участие в своём первом большом выступлении на 1000%.
- А чем закончилась история с раздачей автографов?
- Тем, что концерт закончился примерно в районе десяти вечера, а с площадки я вышел в начале первого ночи. И был счастлив. Мне думается, любой умный артист не жалуется на толпы поклонников. Пока это есть - значит, ты нужен и, вероятно, на правильном пути. Когда тебя преследуют папарацци, конечно, хочется от них спрятаться, но это только в обычной жизни, вне работы. В жизни я люблю быть незаметным, такой серой мышкой, чтоб никто не обращал внимания. Когда ты на публике, люди имеют полное право получить автограф или сфотографироваться. Они пришли, заплатили деньги, они слушают тебя, аплодируют, делятся своими эмоциями. Такие великие исполнители, как Чичелия Бартелли, оперная дива Джесси Норман или маэстро Спиваков, всегда очень вежливо и просто общаются со своими поклонниками, никому не отказывают. Чем больше калибр звезды, чем выше уровень, тем легче и вежливее происходит общение с коллегами, со зрителями, с журналистами. Мне хочется верить, что, хотя бы в этом отношении, мой калибр достаточно велик. (cмеётся) Если ты волею судеб стоишь на сцене, то не имеешь права на многие вещи: быть неграмотным, быть бесчувственным, несдержанным. При этом список того, что ты должен, намного длиннее.
- Когда долго к чему-то стремишься, и потом мечта сбывается, человек ставит новые цели, спрашивает себя: что дальше? Ты не думал сняться в кино или сыграть в театре, может, попробовать себя в качестве постановщика?
- Я каких-то особых целей себе не ставлю. Просто живу. Всегда стремлюсь писать новые песни. Что дальше - такой вопрос не возник. Скорее ощущение - «Слава Богу, всё получилось, я это сделал». В меня поверили, и я обязан быть на уровне, оправдать надежды. Организаторы, которые сделали возможным проведение моего сольного выступления в ММДМ, увидев, как всё прошло, сразу предложили мне следующее выступление в марте следующего года. Так что я уже приступил к подготовке новой программы для концерта, который состоится 7 марта следующего года. Я в этом смысле человек, который живет по понятиям, если люди мне сделали одолжение, я обязательно должен ответить добром на добро, сделать встречный шаг.
Как это ни удивительно, я не люблю музыкальный театр, не вижу себя в нём. Люблю его только как зритель. Как артисту мне ближе драматический театр, в постановке, где есть две-три песни, но не более. В музыкальном театре больше условностей. В качестве режиссёра я готов ставить разве что свои концерты. Мне интересно быть артистом, выступать, писать песни. Я очень жадный до сцены человек. Даже дуэтов никаких не придумал себе в концерт, хотя в программу могли быть включены совместные партии с известными артистами, с которыми я уже работал, выступал вместе. Но для меня этот концерт являлся неким монологом, возможностью высказаться, отчётливо заявить о своей идеологии, чтобы никто при этом не мешал. (cмеётся) Можно только помогать. Как это делали музыканты на сцене, художники по свету и все, кто усиливал фокус на моём выступлении. Всё остальное только мешало бы. Я рад, что мне удалось воплотить мои задумки, сделать всё, как я хотел. Мне повезло, потому что меня услышали, признали. Главное - не отрываться от реальности. Никогда не переоценивать себя.
- Ты любишь путешествовать?
- Да. Обожаю. Очень полюбил Бразилию, в основном из-за людей. Их душевность, лёгкость и позитив, с одной стороны, и глубина ощущений, свойственная русским, с другой. Они во многом похожи на нас. Люблю Европу. С её историческими вехами, старинными городами. Италия, Франция, Испания. Мне нравится Гонконг, смешение культур, их невероятная деликатность и тонкость. Гонконг же был британской колонией, британцы привнесли туда образование, часть своей культуры, не навязав её, не испортив национальную самобытность, но дополнив её. И со временем это превратилось в такой необычный фьюжн из обычаев разных стран. Окружающая действительность, наши города - всё это сильно влияет на людей. Либо человек выходит из девятиэтажки и идёт через серые каменные джунгли спального района, либо несколько семей живёт в старинном палаццо на природе. Нам, конечно, тяжелее сохранить романтику и внутренний позитив, но эти трудности укрепляют наш дух, толкают узнать и увидеть что-то новое. Я урбанистический человек, мне интересно наблюдать за тем, как человек живёт в том мире, который сам же и создал.
- Я знаю, ты любишь творчество Иосифа Бродского, а кто ещё из поэтов тебя вдохновляет? Как появляются новые стихотворения и песни?
- Да, мне очень близко творчество Иосифа Александровича, его слог, точность образов. Классика обычно стоит особняком, немного в стороне, мы всегда к ней относимся с должным пиететом и уважением, а к Бродскому спустя годы - все с личной болью, вот это поражает действительно. Много встречаю подражания его манере у нынешних авторов. Из современных поэтов могу выделить Дмитрия Воденникова, Веру Полозкову. Дмитрий Быков ещё пишет очень хорошо, на мой взгляд. Где бы мы ни жили, какой бы национальности мы ни были, все люди по сути одинаковы. Со своими слабостями и сильными сторонами. Просто из-за климата, географического положения, исторических фактов возникли разные менталитеты. И русскому характерны вдумчивость, некая сентиментальность и умение рефлексировать, если можно так сказать.
Новые темы для песен последнее время становятся более социальными, трудными. Радуюсь, когда получаются лирические романтичные песни - это как привет из юности, наив, который, Слава Богу, ещё обнаруживаю в себе. Ты же не задумываешься, когда пишешь, о конкретной теме и формате. У меня есть стихотворение «Города», действительно хорошее, что я редко сам говорю о своих стихах. Сложно точно сказать, о чём оно. Там очень много географических названий перечисляется, у него совсем не музыкальный размер, и я не предполагал сначала делать на него песню. Появилось оно после поездки в Беслан и того сильного потрясения, которое она произвела. Я видел руины взорванной школы, там до сих пор видны доски спортивного зала, где держали детей, повсюду их фотографии, море цветов, стоит много воды, потому что им не давали пить. Нас отвезли на кладбище «Город ангелов» - там всегда людно и потрясающие строки выбиты на надгробьях погибших детей. А потом концерт, где ты должен выступить перед жителями этого небольшого города, где фактически каждого коснулась эта ужасная трагедия. Было тяжело. Я сел в самолёт и написал это стихотворение. Там есть такие строки: «Ты, как Венеция водная, напрягшая жилы мостов. Ты - радость моя животная, Пермь моя и Тамбов. Моя первопрестольная, которой я нежно храним, Ты - внутриутробное, каждого Иерусалим...». Эта песня стала единственной премьерой на моём концерте, многие люди разных возрастов меня о ней спрашивали, она их тронула.
Фото Федор Бояршинов
Стафрина Катерина Ниоткуда с любовью // Rolling Stone. - 2014. - №6 (июль). - с. 100 - 101.