МАРК ТИШМАН: «К образованию семьи
должно привести глубокое чувство – любовь»
Марк появился на нашей сцене совсем недавно, как и все участники «Фабрики Звёзд 7». Но есть что-то, что выделяет его среди остальных исполнителей отечественной эстрады. Он пишет песни, образован, не понаслышке знает, что такое «бурные студенческие годы» и имеет особый, не испорченный Москвой, взгляд на жизнь, семью и любовь.
Марк Тишман: Мне кажется, что пробиться в шоу-бизнес действительно тяжело, практически невозможно. Я пробился достаточно поздно. Я не москвич, хотя уже 10 лет живу в Москве, никто из моей семьи не связан ни с шоу-бизнесом, ни с крупным бизнесом вообще. Сначала я окончил факультет «Иностранных языков» МГУ, параллельно занимался в эстрадно-джазовом училище, потом поступил в ГИТИС. После окончания у меня, конечно, были какие-то предложения работать, но не настолько масштабные и не связанные напрямую с музыкой. Поэтому я довольно долгое время, по мнению окружающих, жертвовал материальным благосостоянием, комфортом или даже стабильностью, но ждал того единственного шанса, который бы меня привёл к желаемому образу профессии: быть на сцене, писать песни, исполнять их и таким образом общаться с самим собой и с людьми вообще. Поэтому долго я ждал этого шанса. Дело в том, что «Фабрика Звёзд» чуть ли ни единственный проект, в котором простые мальчики и девочки могут попасть в шоу-бизнес. Много говорят о том, насколько мы все блатные или не блатные, но за свою 7-ю «Фабрику» я могу говорить ответственно, ну и за себя вообще!
«ОВ»: А проект «Пять Звёзд» не является таким? Вы же тоже пробовали туда попасть?
М.Т.: Я пробовал попасть и на «Пять Звёзд» ровно за год до «Фабрики» и пробовал на «Фабрику Звёзд 5». Я всегда говорил и продолжаю так думать, что я не тот артист, которого на кастинге можно различить в толпе. На кастинге, прежде всего, привлекают какие-то внешние особенности: яркость, колорит. К моей музыке и стихам надо немножко присмотреться, прислушаться. Видите, на «Пять звёзд» меня не заметили, хотя пел я песню – «Я стану твоим ангелом», за которую меня узнали люди в России, и, надеюсь, те, кто узнал, – полюбили.
«ОВ»: Вы смотрели «Фабрики Звёзд» до седьмой?
М.Т.: Не очень внимательно, но знал самых ярких фабрикантов из каждой.
«ОВ»: Чей карьерный сценарий вам больше понравился?
М.Т.: Скажу прямо, ни один из карьерных сценариев, которые сложились у фабрикантов, я бы не хотел повторить. Не потому, что они плохие, не потому что они не успешные. Наверное, у каждого, тем более у артиста, путь уникален. Я не собираюсь себя расхваливать, но мой первый альбом будет основываться на моих песнях. Будет несколько песен К. Меладзе, остальные будут принадлежать мне. Насколько я помню, ни у одного из фабрикантов не выходило альбома, который состоял полностью из его песен.
«ОВ»: Дубцова Ирина, по-моему?
М.Т.: Тогда её путь ближе всего, потому что она автор и я автор. Я хочу пробовать себя абсолютно в разных ипостасях. Главное – автор и исполнитель песен, но притом мне интересно было бы сняться в кино, концерт провести, сыграть в спектакле, мюзикле драматическом. Пока у нас гастроли и времени нет, а дальше – чем чёрт не шутит?
«ОВ»: Многие фабриканты участвовали ещё в одном конкурсе – «Евровидении». Что вы об этом думаете? Хотели бы принять участие?
М.Т.: Конкурс вызывает очень много споров, но что бы о нём ни говорили – победителей не судят. Для меня «Евровидение» – это конкурс победителей, потому что он собирает невероятные рейтинги по всему миру, является очень успешным. В последние годы, мне кажется, что уровень конкурсантов растёт. С другой стороны, мне кажется, что конкурс зашёл в тупик, так как исход голосования стал очень предсказуем. Ты смотришь и понимаешь, что Турция будет голосовать за Азербайджан, Азербайджан за Турцию, Эстония за Латвию, Латвия за Эстонию, все бывшие советские республики за Россию, Россия за Украину и Белоруссию и т. д. Это немножко обкрадывает нас, зрителей. Ещё есть тенденция в сторону шоу. На конкурсе, как правило, побеждает тот, кто делает то, что до него не делал никто. Кто выходил на сцену босиком? Никто. Дима Билан вышел. Кто лежал на сцене? У кого скрипач играл на скрипке Страдивари? Ни у кого! Я про победителя этого года. В прошлом году победила сербка. Там для меня абсолютно явная победа, явный социальный посыл. Не влезает ни в какие стереотипы девушка: полноватая невысокая, в очках, с короткой стрижкой, лесбиянка. А сзади стоят модели и ей подпевают, а она тем временем солистка, а все эти красавицы на втором плане… На этом контрасте она зацепила целую группу людей обиженных и меньшинств. У неё всё это было искренне и она молодец, конечно. У нас часто артисты начинают что-то судорожно выдумывать для «Евровидения». Мне кажется, что это всё же творческий процесс. И если вдруг родится какая-то песня, которая могла бы выстрелить не только в России, но и в Европе, идея оригинальная будет… Не скрою, что после просмотра «Евровидения» один известнейший театральный режиссёр сказал, что сделает мне номер, если я поеду в следующем году на «Евровидение». Но конкурсы в творчестве меня не привлекают.
«ОВ»: Скажите, дуэт с кем на «Фабрике» вам больше всего понравился?
М.Т.: Это очень сложный вопрос. Каждый дуэт, тем более на «Фабрике», когда это всё впервые, воспринимается очень остро, всё пропускается через все клетки организма, души, поэтому трепетно относишься, как к первой любви. Но есть три наиболее знаковых для меня дуэта, просто потому что это три человека, которых я уважал ещё до «Фабрики» и не мечтал даже с ними спеть. Это дуэт с Розенбаумом, Лепсом (песня Высоцкого «Парус») и Пугачёвой.
«ОВ»: Вы принимали участие в праздничном концерте, посвящённом Дню Семьи и даже написали песню. Ваше отношение к празднику?
М.Т.: Мне кажется, потрясающий праздник. Я только недавно узнал эту легенду о Петре и Февронье, которая не может оставить равнодушным. Совместили три такие вещи: семья, любовь и верность, что, к сожалению, в жизни не всегда получается совместить. Но, мне кажется, очень правильный в хорошем смысле праздник, так как наше общество заходит в тупик. 70 % браков приводят к разводу, где-то слышал такую статистику. Семья – это спасение от одиночества, это взаимопомощь, доверие, общность не безразличных друг другу людей. Пусть вначале это кому-то покажется искусственным, где-то это так и будет. У кого-то праздник будет вызывать резкий протест и неприятие именно потому, что он насаждается сверху. Я думаю, что в итоге праздник приживётся, в отличие от многих других, которые пытаются насадить: он пропагандирует абсолютно всё то, к чему стремится каждый из нас.
М.Т.: Я думаю, что в своей семье я своего добился не мытьём, так катанием. Родители не хотели, потому что творчество – один из немногих видов деятельности, в которых человеку не из этой профессии очень сложно что-то подсказать. Они переживали, так как всё-таки парень должен уметь зарабатывать, обрести некую стабильность, жить достойно, чтобы в какой-то момент создать семью, о которой мы только что говорили. А я выбрал такой род деятельности, в котором стабильность не всегда спутник. Можно быть прекрасным врачом, работать в обычной больнице, от этого тебя не будут уважать меньше, ты будешь этого достоин. Так, например, как моя мама – врач в обычной городской больнице. Можно быть замечательным поваром, не обязательно в пятизвёздочном ресторане, готовить замечательно еду и тебя люди будут за это уважать. Когда же ты обозначаешься как артист, все ждут от тебя прорывов, и не хочется, наверное, прозябать где-нибудь в областной филармонии. Оценка артиста – это всегда признание, а иначе зачем?
«ОВ»: Сами вы семью планируете?
М.Т.: Конечно, планирую. Но к образованию семьи должно привести глубокое чувство – любовь, которое потом перерастёт во взаимоуважение, доверие. А любовь запланировать невозможно, ну вот когда застигнет, тогда, я думаю, недалеко будет и до семьи.
«ОВ»: Вы окончили школу с золотой медалью, сейчас, насколько я знаю, в аспирантуре учитесь. Откуда такая любовь учиться?
М.Т.: Любви учиться нет, просто мне учение всегда давалось легко. Я не знаю, почему. Не особо я радивый в учении, но очень легко всё воспринимаю. Правда, я потом также могу быстро забыть всё, что не посчитаю для себя важным. Я, сам того не желая, сначала получил золотую медаль, потом успешно окончил МГУ и в ГИТИСе тоже хорошо учился. В аспирантуру пошёл совершенно по другим соображениям, я думаю, многие мальчики меня поймут, по каким.
«ОВ»: Можете рассказать что-то о ваших студенческих годах?
М.Т.: У меня студенческие годы были длинные – 9 лет. 4 года я отучился в МГУ, получил степень бакалавра и потом 5 лет в ГИТИСе. Период учёбы в МГУ – это те годы, когда я только приехал в Москву. И вообще, для меня эти 4 года были очень странные. Я родом из Махачкалы, с Кавказа. Мы, южные дети, немножечко позднее взрослеем. 4 года для меня были годами осознания своей личности. Я только начинал что-то узнавать, понимать, формироваться. Эти годы для меня остались в тумане, дымке. Зато потом были бурные 5 лет в ГИТИСе, которые я очень люблю и которые для меня самые счастливые и радостные годы моей жизни, потому что я, наконец, дорвался до той профессии, к которой стремился. В ГИТИСе я учился на факультете «Музыкального театра», я занимался тем, чем хочу. У меня появились настоящие друзья: те, с кем я до сих пор перезваниваюсь, общаюсь каждый день. Мы целый день проводили в ГИТИСе с утра до ночи: все эти подготовки к экзаменам, прогоны, репетиции, спектакли в учебном театре. Чего только не вспомнишь! Я помню, как между какими-то прогонами во время чемпионата мира по футболу мы сбегали на 15 минут, чтобы посмотреть в соседнем баре какие-то отрывки матчей. Были, конечно, тусовки в общежитии ГИТИСа. Насколько я знаю, сейчас уже всё там изменилось, нельзя уже оставаться на ночь, есть видеокамеры внутреннего слежения, расположенные на этажах. Раньше там просто по верёвкам влезали или спускались на третий этаж, с третьего этажа. Были замечательные годы. Всё было в эти годы: первые песни я записал, учась в ГИТИСе, меня поздновато настигла первая любовь. Всё успевал: вечером были спектакли, по ночам 3 года из 5 я работал в ресторане, с утра же были занятия по сцене речи, по мастерству актёрскому, и как-то всё давалось легко и до сих пор даётся легко, я думаю, что это закалка гитисовская.
М.Т.: Я очень хорошо отношусь к тем реалити-шоу, которые дают человеку шанс. Почему «Фабрика» интересна? Вот мальчик Марк Тишман. Вчера вы его не знали. Сегодня мы его поселили в дом. 3, 5 месяца вы смотрите, как он просыпается, кушает, занимается йогой, занимается всеми профессиональными, общеобразовательными предметами, готовится к отчётному концерту каждое воскресенье, выступает со звездой, как он сочиняет песню, потом сразу же вы видите на концерте её исполнение… Видите потом как он засыпает, как он ругается, мирится, ссорится. Но у нас есть реалити-шоу, которые дают только рейтинг каналу, но который достигается просто убийственными для мозга зрителей путями. А это же, как семечки, от этого невозможно оторваться. На «Фабрике» же есть основа – музыка. То есть потом происходит профессиональная проверка на вшивость: мы тебе этот шанс дали, да людям было интересно на тебя смотреть, потому что всё это было приправлено бытовухой, вот этими семечками. А дальше сможешь ли ты из «семечек» превратиться в более достойный продукт, в творческую единицу? В других же шоу шелуха от семечек остаётся в мозгах у телезрителей, и я их не виню. Не у всех есть сила воли переключить канал, не у всех принимает большое количество каналов, не у всех есть возможность настолько разнообразить свою жизнь, чтобы оторваться от этих семечек…
«ОВ»: Как вы думаете, как долго будет жить проект «Фабрика Звёзд»?
М.Т.: Я не знаю, так как это связано не только с успешностью проекта, но и с контрактом, который есть у Первого канала с голландской компанией Endemol, автором телеформата. Кстати, как мне кажется, гениальная придумка! Что касается характера программы – он будет существовать вечно, по сути это та же сказка про Золушку. Когда простые, никому неизвестные, не имеющие доступа к большому бизнесу мальчики и девочки становятся богатыми, знаменитыми, успешными, проявившими себя творческими единицами. Это может называться «Фабрика Звёзд», «Алло, мы ищем таланты», как угодно... Сейчас благодаря гастрольному туру «Фабрики Звёзд» мы объездили очень много стран: были и в Америке, и в Канаде, и во Франции, и в Израиле, и в Испании, и во всем постсоветском пространстве. Я пришел к выводу, что нам бесконечно повезло, что мы родились в России. Я так думаю не потому, что я патриот. Россия ещё не развитая страна, но бурно и активно развивающаяся. У нас есть безграничные возможности для того, чтобы перейти из одного слоя в другой благодаря своему таланту, умению, образованию. Сейчас востребованы умные, талантливые люди во всех областях. Нам остаётся только ловить эти шансы и уметь ими воспользоваться.
«ОВ»: Чувствуете на себе внимание поклонниц? В чём это выражается?
М.Т.: Чувствую. Иногда прихожу домой, а дверь вся обклеена шарами с сердечками и какие-то лежат подарки. Мой фан-клуб пытается прийти на редкие московские концерты. Активных членов фан-клуба я знаю и по именам, естественно. Любой артист мне бы позавидовал, глядя на этих девочек. Потому что они очень достойные, многие из них успешные, они все очень тонкие, чувствующие люди. Я ими горжусь и хочу им давать поводы для гордости мной.
Федюнина Е. МАРК ТИШМАН: «К образованию семьи должно привести глубокое чувство – любовь» // От винта. – 2008. - №9 (сентябрь).