МАРК ТИШМАН В ПРОГРАММЕ «ПОПУТЧИКИ»
РАДИО «ЭХО МОСКВЫ», 3 ОКТЯБРЯ 2009 ГОДА
- 22 часа и 14 минут в российской столице, это радио "Эхо Москвы", прямой эфир. Программа "Попутчики" начинается. Меня зовут Дмитрий Борисов. Плющева сегодня в нашем купе нет, зато есть Марк Тишман. Едем мы сегодня далеко, но до 23-х часов. Марк Тишман, если вы вдруг не знаете, если вдруг вы не смотрите телевизор, не слушаете другое радио, кроме радиостанции "Эхо Москвы", это певец и композитор, как модно говорить. Почему-то теперь про тебя говорят, сначала композитор, потом певец. Я заметил, в одном телевизионном проекте так делали. Финалист проекта "Фабрика звёзд - 7". И победитель программы "Две звезды".
- Вместе с Нонной Гришаевой.
- Да, вместе с Нонной Гришаевой. Вот такая краткая биография. Тебе нравится, когда о тебе говорят "композитор"? Но ты же и есть композитор, пишешь песни.
- Я уже не раз говорил об этом, я не считаю себя композитором, потому что я человек, который окончил факультет музыкального театра и пел оперные арии, романсы великих композиторов. Поэтому для меня слово "композитор"… Далеко не всех людей, пишущих популярные песни, я бы назвал композиторами. И это не значит, что это плохо. Просто люди, работающие в другом жанре, сочинители приятных, а порою и не очень, запоминающихся мелодий.
- Коммерческих.
- Порою коммерческих, а порою искренних, которые вдруг становятся коммерческими и это прекрасно, потому что не нужно бояться этого слова, мне так кажется.
- А разве в поп-музыке есть некоммерческие произведения сейчас?
- Я думаю, что да. Т.е. не всегда любое хорошее произведение, оно априори некоммерческое. Но если вот так сходится всё, все суммы факторов сходятся, и вдруг дают некую коммерческость. Например, "Ума Турман" или Земфира. Ну, я думаю, это очень искренняя и музыка, и стихи очень красивые, искренние, настоящие, острые порой. Но вдруг они становятся коммерческими, потому что это нравится людям, потому что это покупается, это приносит прибыль, и ничего страшного в этом нет.
- А если вдруг вот этих искренних текстов не хватает на дальнейшую жизнь. Вот есть один суперальбом, как у некоторых исполнительней, в том числе, которых ты назвал, или не назвал. Или там где-то подразумевал. Есть супердиск, суперпесня искренняя настоящая, написанная когда-то в эпоху, когда они не были известными. А потом надо писать дальше, чтобы зарабатывать деньги, как-то оставаться на плаву, получается уже не очень. Это неизбежность?
- Сложно сказать. Я сам сейчас начинаю потихоньку об этом задумываться. И мне кажется, что, наверное, честнее и правильнее в таком случае, ну, не писать. Потом есть огромное количество уже замечательных песен, созданных за историю человечества, можно и перепевать чужие песни, если тебе это интересно. Просто у нас тоже в стране я сейчас столкнулся с тем, что мы не привыкли, чтобы одну песню пели несколько исполнителей. Как-то у нас это не очень принимают.
- Ну, это сейчас. Раньше это было по-другому. Есть же великие песни, которые никто не может вспомнить, кто первый исполнял.
- Вот абсолютно. И то же самое за рубежом, в той же Америке какие-то гениальные песни, там тот же "Май вэй" и не скажешь, кто пел. Пол Анка, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли и Том Джонс. И много, много исполнителей. У нас же немножко люди в этом в смысле с закрытым сознанием. Т.е. нельзя перепевать. Вот он спел, и всё. И точка. А перепевать это не значит не уважать первоисточник. Перепевать - это значит, что песни продолжают жить, поэтому ну если, кстати, говорить о тех исполнителях, о которых я сказал, "Ума Турман" и Земфира, то уж про Земфиру точно я могу сказать, что у этого человека... на него нужно равняться, мне кажется, людям в любых жанрах современной музыки. Потому что, мне кажется, она с годами не теряет, а только приобретает.
- Т.е. тебе нравятся все её последние…
- Особенно, последний альбом. Особенно, песня "Я полюбила вас", посвящённая Марине Цветаевой. Мне кажется, вообще, это одно из лучших произведений. Я даже не знаю, что это, рок-музыка, не рок-музыка. Авторская? Ну, это не имеет никаких, мне кажется, границ жанра, это просто очень талантливо.
- Как человек, который исполнял какие-то великие арии, романсы т.д., попал вдруг на "Фабрику звёзд"? Зачем? Ну, вот, правда. Я смотрю на тебя и в принципе все выпускники "Фабрики звёзд", ну, они там были на месте, мне кажется. Ну, многие. Ты как раз один из тех, кто никак у меня не вяжется с проектом "Фабрика звёзд
- А зря. Потому что ты воспринимаешь "Фабрику звёзд"… Тут я должен задать встречный вопрос. Что для тебя "Фабрика звёзд"?
- Для меня это просто, конечно же, телевизионное шоу, которое раз в неделю было приятно посмотреть. Не скрываю, что да, я смотрел почти все "Фабрики". Из профессиональных соображений и не только, конечно. Надо быть в курсе того, что происходит. А для людей, которые туда приходят, как мне представляется, это, конечно, просто шанс помелькать на Первом канале в хорошее время. И как-то получить кусочек славы. Вот все узнают, берут автографы, и вот моё лицо на билборде, условно говоря. Ты не производишь впечатление человека, которому нужно быть из каждого утюга лезть лицом.
- Вот потому что я немножко иначе…
-Хотя лезешь сейчас.
- Я немного иначе воспринимал "Фабрику звёзд", не как шанс помелькать на Первом канале. Просто, я-то попал на "Фабрику звёзд", когда мне было 27 лет. И…
- И этим ты тоже, между прочим, отличаешься…
- Разрушил некие стереотипы "Фабрики". Но я уже до этого окончил МГУ факультет иностранных языков, и окончил ГИТИС, факультет музыкального театра. Но у каждого свои тараканы. Самым моим большим тараканом были вот эти песни, которые я пел, сочинял. Не только свои песни, разные, и было много разных возможностей у меня в жизни. Как-то, наверное, попробовать состояться. Но вот для себя у меня такая была несгибаемая доминанта в мозгу. Состояться, реализоваться именно во всём, что касается сочинительства каких-то песен своих, и поэтому можно ругать Фабрику звёзд сколько угодно…
- Нет, я не ругаю, просто как-то вот ты и возраст, и как-то…
- Просто "Фабрика звёзд" стала шансом для меня.
- Ты ходил на кастинг?
- Да, я простоял огромную очередь. Изначально я прислал свою песню "Я стану твоим ангелом" на интернет-кастинг. Её услышал Константин Меладзе, который был продюсером этой "Фабрики". Потом я отстоял очередь, ходил на все кастинги, которые длились мучительно долго. В общем, всё по плану. Единственное, да, правда, для меня "Фабрика" – это был шанс быть услышанным. Потому что до этого у меня было столько кастингов, на которые я ходил, где мне что-то говорили: спасибо, до свидания, мы вам перезвоним. А тут сказали – перезвоним, и перезвонили.
- И в ГИТИСе был актёрский факультет?
- Факультет музыкального театра. Актёр музыкального театра.
- Т.е. все-таки с музыкой что-то связано.
- Да, да.
- Ты бы хотел сыграть, если говорить не о театре, а о кино, там в мюзикле?
- Да, хотел бы, и сейчас, кстати, я рад, что пошли какие-то предложения, какие-то спектакли, проекты антрепризные. Но тоже я думаю очень осторожно соглашаться, потому что я вообще театр обожаю. Часто достаточно хожу в театр, театр – это моя страсть. И даже, как ни странно, больше драматический театр. Т.е. я не люблю, когда много музыки. Т.е. либо это опера, либо это мюзикл, либо это драматический спектакль, где не злоупотребляют песнями. Вот оперетту, как ни странно, не очень люблю, хотя там музыка порой, действительно красивая, но либретто опереточные, они меня всегда немного смущают.
- Здесь уже меня спрашивают: почему я с тобой не на "Вы". Я просто принципиально почти со всеми нашими гостями, даже с теми, кого я в жизни знаю, обычно называю на Вы, просто чтобы дистанцироваться, как-то не получилось так с тобой. Но с тобой так мы неофициально знакомы года полтора. Поэтому можно позволить себе.
- Да, вопроса даже не возникло.
- Позволить говорить "ты". Почему же ты, с одной стороны, хочешь попасть в мюзикл, в театр, даже петь песни или сочинять, вдруг соглашаешься на ведение всевозможных мероприятий. По-моему, сейчас чаще всего в телевизоре появляешься, либо как ведущий каких-то концертов, или программ. На том же Первом канале была, кстати, программа "Сокровище нации". Но это как раз понятно, почему там появился. Но вот всевозможные сборные концерты, или там презентации, это только ради денег честно? Или какой-то кайф ловишь от этого?
- Честно?
- Честно.
- Не ловлю. Не очень люблю.
- Заставляют? Какой-то злой дядя с плёткой…
- И не заставляют. Я не могу сказать, что это мне как-то неприятно или я не люблю. Кстати, вести какие-то концерты достаточно приятно, потому что всегда есть повод как-то пошутить, пообщаться с другими артистами. И как-то вообще что-то своё внести в этот уже десятилетиями сложившийся стереотип таких эстрадных концертов. Ну, как-то легко сделать это. Но то, что меня реже можно увидеть поющим, я думаю, что это, наверное, проблема сейчас для меня, потому что вот как-то надо пробивать ту самую коммерческость, о которой ты сказал, потому что, как ни странно…
- Т.е. ты хочешь сказать, что пишешь некоммерческие песни, исполняешь.
- Да. Я этим не кичусь. Я хочу писать коммерческие песни, правда. Я хочу, чтобы они слушались, и чтобы они слышались, и чтобы они виделись по телевизору. Но так получается, что непросто сейчас пристроить твою песню на радио, а если твоя песня на радио, то тебя пригласят и на телевидение в какой-нибудь концерт. Ну, сейчас активно над этим работаю и тружусь.
- Давай уже послушаем, как ты поёшь, ты почему-то выбрал такие песни не очень известные из своего репертуара. Специально?
- Мы же... Ты же мне сказал, что формат этой программы – отсутствие всякого формата. Поэтому я выбрал именно те песни, которые мне просто по душе.
- Вот так вот. Некоммерческая песня от Марк Тишмана, хоть и с продакт плейсментом в тексте, как вы могли слышать. Ты эту песню исполняешь на концертах?
- Да, всегда, но под финал.
- У тебя большой репертуар сейчас?
- Достаточный, да. Т.е. хватает на концерт такой большой, потом я пою какие-то песни ещё и не свои.
- Со времен ещё "Фабрики", или просто сейчас выбираешь какие-то?
- Нет, нет, ну, там какой-нибудь, например, "Бесаме мучо". Ну, как-то так она со мной уже многие годы эта песня. Или, например, "Натали", которая из репертуара Хулио Иглесиаса, которую мы спели с Нонной Гришевой на "Двух звёздах" и как-то полюбилась, и люди часто просят её спеть. Ну, т.е. разные песенки.
- Пытаюсь вспомнить, склероз в раннем возрасте это тяжёлая штука сейчас. А, это была песня "Перемен" Виктора Цоя, которую ты спел на "Достоянии республики"…
- Это был гала-концерт "Минута славы".
- Да, тоже песня всегда с тобой? Ты вообще-то говорил, что часто её поёшь. Или это был единичный вариант?
- Нет, это был абсолютно единичный случай. Я так понимаю, что решили в гала-концерте много неожиданностей. Я не могу сказать, что я фанат Цоя, и как-то его очень много слушал. Нет, тут другая история. Я просто очень уважаю этого человека. И я понимаю, что это такая глыба человек, гений, потому что гений же – это человек, который острее остальных чувствует всё, что происходит вокруг, и задаёт какие-то правила новые. И мне кажется, он это делал. И мне было очень неловко, когда меня попросили спеть эту песню. И я не понимал, почему я. Каким образом я к ней отношусь, и я долго думал, что же можно сделать.
- Сколько тебе было лет, когда Виктор Цой пел, ещё был жив? Как-то совсем мало? Я даже его не слышал ещё.
- Я уже постфактум познакомился с его творчеством. И тут я подумал, ну, вот он так остро чувствовал своё время, и тогда было это актуально. "Перемен требуют наши сердца" и понятно, о каких переменах говорилось. Я просто подумал, а что же сейчас так может нас не устраивать, что бы не устраивало, может быть, его. И я сделал себя таким абсолютным яппи, офисным работником, который в эпоху кризиса просто устал от своего белого воротничка. От своей рутины, от офиса, от монитора, от своего компьютера, и вот он тоже хочет перемен он хочет выкинуть свой кейс, разбить его. Снять с себя эту одежду ужасную. И я придумал, я не знаю, может, я и не придумал, может, это где-то уже было, раньше ведь был знаменитый слоган хиппи "мэйк лав, нот во", а я придумал так: "мэйк лав, нот мани". Т.е. занимайтесь любовью, а не занимайтесь деньгами. Или деньгами, не знаю, сейчас по новым нормам уже можно и так и так.
- Да, уже можно говорить деньгами.
- Уже даже дОговор можно говорить.
- Нет. Неужели ты не знаешь, что вся история с новыми нормами, она высосана из пальца.
- Не знаю.
- Все эти новые нормы, которые якобы новые, они на самом деле старые. Кстати, с дОговором, да, они зафиксировали этот странный профессионализм. Но в случае с йогУртом, и с кофе среднего рода, это все однажды уже было.
- Кофе среднего рода я знаю.
- А йогУрт – это первая форма этого слова, так говорили, когда слово пришло из французского языка. Просто словари, в которых осталась эта норма, вдруг стали официальными. Ничего тут нового нововведений нет. Меня всегда смешит, всё, что в прессе происходит по этому поводу.
- Да, у нас любят твой брат раздуть.
- Да, очень раздуто, мне кажется. Не будет об этом. Тут все зрители одного из каналов узнали, что ты живешь в районе Чертаново, недавно буквально. Не знаю, может, они знали и до этого. Тут про это много сообщений у нас.
- По Чертаново?
- "Да, не зазнавайся, и возвращайся в родное Чертаново. Там все по тебе скучают". Подпись – соседи. Тут же я мельком увидел на каком-то канале, не помню на каком, не буду врать, как к тебе жить переезжала Анфиса Чехова.
- И такое было в моей непростой биографии.
- Не страшно было?
- Поначалу страшно, не буду скрывать. А потом я увидел, что совсем не страшно.
- А раскрой тайну, как это снимается. Это была какая-то программа, вроде "Жена на прокат", да?
- Да, это реалити-шоу "Жена на прокат".
- Все же неправда, как в телевизоре часто бывает, она приехала и уехала сразу?
- Послушайте, это абсолютно… Да, я думаю, что целевые аудитории "Эхо Москвы" и канала, на котором выходит "Жена на прокат" абсолютно не соприкасаются, поэтому я легко могу сказать, что это абсолютно постановочное шоу, причем, к моему сожалению, да, не оно очень продуманное. Т.е. если постановочное, то надо все поставить хорошо и заранее и продумать. Все достаточно хаотично, как у нас часто бывает. Т.е. увидят формат на Западе, скажут, о и нам такое надо. Он там дает хорошие цифры рейтинга. А воплощение у нас зачастую страдает. Ну, в общем, мы с Анфисой старались, как могли, она на самом деле чудесная девушка. Я знаю, я пришел в ГИТИС к своей там моя мастер, в ГИТИСе же система мастерских. И мастер моего курса любимая просто мною безумно Розетта Яковлевна Немчинская, профессор Российской академии театрального искусства, она следит за моим творчеством. Что-то ей больше нравится, что-то меньше. И тут она, случайно переключив канал, увидела. Я вижу, что ей что-то неловко мне сказать…
- Мастер ГИТИСа смотрит, а это же МУЗ-ТВ, да?
- Переключая каналы, увидела своего студента и…
- Решила остаться.
- Да. И ей как-то все было неловко мне что-то сказать, и она вдруг как-то погладила меня по голове, и сказала: ой, я тут недавно тебя видела с Хулио Иглесиасом, ты общался, пел, он оценил твое пение высоко. А вот не снимайся, пожалуйста, больше в этой программе "Жена на прокат". Т.е. про меня многое можно сказать, но никогда про меня нельзя сказать, что я ханжа. Поэтому я абсолютно не жалею, это был опыт достаточно интересный, веселый, и порой экстремальный. Это про тему программы с Анфисой Чеховой.
- Но зато мы узнали, что полная постановка и расслабились твои поклонницы.
- Но про Чертаново – это абсолютная правда. Я там обитаю.
-Ты в Москве давно вообще обитаешь?
- Вообще, с…
- Если у тебя было два вуза.
- С 2000-го года.
- А до этого?
- Я родился в городе Махачкала.
- И до 2000-го года там?
- Да, я окончил школу в Махачкале. Если бы видели сейчас, Дима покачал головой и как-то губами. Т.е. вот такой степень крайнего удивления.
- Нет, я видел, что ты родился в Махачкале, конечно, смотрел в твоей биографии. Но просто…
- Не увидел этого в моих глазах, да?
- Да. Как-то сложно представить.
- Стереотипы, Дима, это все стереотипы.
- Ну, ладно. Тут много вопросов пришло на сайт наш. Я тут распечатал перед тем, как мы уехали. Если вдруг вы писали в последний час перед эфиром, я никак не мог это распечатать, поэтому простите. Все вопросы официальный прием закончился часа за 2-3 до того, как мы вышли в эфир. Но вот здесь много вопросов тебе пришло, любят тебя девочки. И вот есть такие вопросы, был у меня выделенный фантастический вопрос, не могу сейчас найти, он улетел куда-то, как всегда это бывает, ну, вот тоже неплохо. "Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы стать кумиром", - задает тебе вопрос Натали. Современному поколению молодежи нужны кумиры. Как ты думаешь?
- Кумиры нужны всем. И мне нужны кумиры.
- Кто твой кумир?
- Их несколько
- Кто?
- Стинг. Челентано, Земфира.
- Вот одна из наших исполнителей.
- Их много.
- С Земфирой знаком лично?
- Нет, и не стремлюсь.
- Чтобы не разочароваться? Чтобы не нарушить образ?
- Нет, я думаю, что я не разочаруюсь, потому что как я могу разочароваться. Она уже те песни, которые мне нравятся, не изменит. Т.е. я же люблю ее песни.
- А я вот перед знакомством с Земфирой очень боялся разочароваться. Как это часто бывает.
- И?
- Совершено не разочаровался. Она была у нас два раза в гостях с моим напарником на "Эхе" с Сашей Плющевым. И это тот случай, когда мы были зазомбированы, т.е. мы были под впечатлением. Оба раза. И как-то приятно всегда, когда ожидания оправдываются. Потому что за много лет работы на радио повидали всяких мы звезд и не звезд. И очень часто бывает чувство, что, ой, это же… Ага, понятно, до свивания.
- Ну, кстати, я тоже вспомнил, я всегда с огромным уважением относился к Алле Пугачевой, что бы и как бы о ней не говорили, вот ее я считаю абсолютно гениальной певицей и артисткой.
- Я уже замер, я думал, ты сейчас скажешь: я всегда относился хорошо. Но тут вдруг увидел…
- И встреча меня не то, что разочаровала, да я еще и зауважал ее еще больше, как человека. Вот поэтому мы отвлеклись от вопроса, каким качествами должен обладать человек, чтобы стать кумиром?
- Всякий ли может стать?
- Нет, я думаю, что, наверное, самое главное качество, это талант. Если талант можно называть качеством. Кумир должен быть талантливым. Это главное качество. А потом уже он, естественно, должен быть работоспособным, трудолюбивым.
- Тебе льстит, что тебя какое-то количество людей называют своим кумиром? Ты не стесняешься?
- Я вообще об этом не думаю.
- У тебя есть фан клуб…
- Меня посещает постоянно чувство неловкости, когда мне об этом горят. В общем, я об этом стараюсь не заморачиваться, не думать...
- Тебя караулят под подъездом?
- Всякие бывали разные случаи. Но это совсем не показатель. Это даже не показатель популярности. Это просто какие-то такие совпадения. Потому что, ну и что? Меня показывают по телевизору. Люди меня видят. Ну, кто-то на этой почве себе что-то придумывает, но если они приходят к подъезду, это совсем не значит, что я стал лучше петь или лучше писать.
- Вот тут кто-то из наших слушателей пишет тебе, что по телеэфирам складывается впечатление, что ты везде стремишься к лидерству. Есть какие-то области жизни, где для тебя это не столь значимо? Где ты готов уступить роль лидера кому-то другому? А это правда, и на "Фабрике", везде там все Марк такой главный. Везде. Даже в дуэте с Нонной было ощущение, что ты пытаешься тянуть одеяло на себя.
- Ну, главное, чтобы у Нонны такого впечатления не было. Потому что в…
- Хорошем смысле.
- Слушай, ты меня уже не первым вопросом ставишь в тупик. Про лидерство, не знаю, трудно говорить о себе. Потому что ты крайне субъективен. Ну, наверняка, да. Я же Лев по знаку Зодиака. Я читал про львов, что они вот такие. Я стараюсь искоренять в себе такие некрасивые качества, если их вижу. Особенно в отношении с близкими людьми. А что касается профессии, то, наверное, там это не лишне порой. Мне кажется, что этих качеств лидерских не достает. Не то, что лидерских, каких-то пробивных. Потому что я бы с удовольствием сидел, писал песни, ездил на гастроли, пел и больше ничем не занимался.
- А у тебя родители в Москве?
- Сейчас нет. А вообще в Москве живут, да.
- Вот какое в себе самое отвратительное качество, ты сказал, из себя ты вывел по отношению к родителям? Вел себя плохо…
- По отношению к родителям, мне кажется, всю жизнь, мы, независимо от своего возраста, всю жизнь будет исправлять свое отношение к своим родителям. И сейчас я, кстати, на эту тему читаю, я посмотрел фильм по эссе Бродского. Такой есть фильм сейчас. "Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину" и читаю эссе "Полторы комнаты".
- Т.е. тебя фильм подтолкнул прочитать.
- Да. Я вообще очень люблю Бродского. А никогда не читал это эссе "Полторы комнаты", хотя мне сказали умные люди, что это одно из его лучших произведений. И, конечно, там оно все это эссе об отношении к родителям. И мы есть следствие, родители есть причина. И нам всегда в молодости хочется больше всего на свете вылететь из этого гнезда, которое называется родительский дом, покинуть его, почувствовать себя самостоятельными. А потом, когда этого гнезда уже нет, и обитателей этого гнезда уже нет, к сожалению, так всегда в нашей жизни случается, самым нашим большим желанием на свете является вернуться в это гнездо и как-то его воскресить в реальности. Поэтому, конечно, я безумно люблю своих родителей, и я знаю, что я не очень хороший сын, конечно. И язык у меня не очень хороший. И не всегда я внимателен, и не всегда время есть, и нервный я. Ну, т.е. стараюсь над собой немного работать. Такой монолог был.
- Нет, приятно слышать. Интересно бывает наблюдать за тобой, когда говоришь…
- Формулируешь…
- Да, куда ты смотришь, как ты формулируешь это. Тут Ирина, между прочим, даже проверил, замечает, что ты уже не совсем Лев. День рождения 22 августа, а это уже почти не Лев.
- Ну, то, что я читал в гороскопах, то конечно очень забавно то, что я сейчас скажу. Т.е. люди, родившиеся в последние дни Льва, вбирают ото Льва самые огненные качества, которые, если это было честолюбие, то это становится непомерным тщеславием. Если это была гордость, то это становится гордыней. Т.е. вот так написано. Не написано, что это Лев, переходящий в Деву, написано, что это Лев в самой своей отрицательной…
- Лев в самом соку. Не удалось мне тебя выбить из рядов наших звериных.
- А ты Лев?
- Да, я 15-го числа прямо посередине. Я гораздо больше Лев, чем ты, наверное, мне все эти отрицательные качества свойственны гораздо сильнее. Какие чувства испытываешь, общаясь с какими-то уже состоявшимися звездами? Вот спрашивает тебя Ольга. Ты сказал, что Пугачева тебя не разочаровала. А вот еще с кем-то приходилось сталкиваться?
- Недавно столкнулся в Хулио Иглесиасом. Совершенно случайно.
- Ну, это было не на улице, понятно, это было в студии.
- Естественно. Да, это была студия, телевизионная программа. Да, сразу скажу, что меня поразило больше всего. Это то, что человек, мировая суперзвезда безумно до сих пор смущается при любых комплиментах в свой адрес, которые в принципе уже закреплены жизнью миллионами проданных пластинок, купленных билетов и всего прочего. Потрясающий был опыт общения с Александром Яковлевичем Розенбаумом, который, кстати, тоже для меня является тоже в какой-то степени кумиром. Вот мы репетировали вместе с ним песню. И как-то этот человек меня, я могу сказать, потряс.
- Чем? Характером? Тоже хорошим воспитанием? Как Хулио Иглесиас? Ведь явно, что если человек до сих пор стесняется…
- Это не вопрос воспитания, мне кажется.
- Или просто окружение что ли, менталитет. Мало людей у нас в нашем шоу бизнесе, которые достигая огромных высот, не начинают зазнаваться. Их очень мало.
- А их не может быть много. Но это те самые люди, которые как раз являются самыми большими артистами. Чуть не сказал "звездами", слово, которое я не люблю, но вообще, хорошего в жизни потому его и немного, чтобы оно могло быть хорошим и исключительным. Так я думаю.
- Тут несколько одинаковых вопросов фактически пришло смсками. Ты сказал, что работаешь над собой. Всем интересно, что такое работать над собой? Процесс интересует.
- Правильно, потому что процесс – это вообще самое интересное, что есть в жизни. Как я работаю над собой?
- Ты говоришь себе: к примеру, перестань быть высокомерным. Меньше пафоса.
- Мне кажется, нет у меня вообще пафоса и высокомерия. Ну, не знаю, как работают над собой. Я честно не знаю.
- Внутренняя работа.
- Конечно, ты замечаешь за собой какие-то вещи, которые тебя раздражают, которые тебе не нравятся. Или ты видишь, наоборот, в людях какие-то черты, которые тебя нравятся. И в каждой мелочи в жизни в каком-то поступке, я не знаю, в какой-то встрече с кем-то, в каком-то разговоре, ты внутри себя грызешь, пытаешься переломить, и главное, не надо идти на поводу у многих своих желаний. Потом есть такая штука, как дисциплина, нужно себя дисциплинировать, все свои желания, потребности. И постоянно воспитывать силу воли.
- Ты легко рано встаешь?
- Если надо, легко.
- А ложишься рано?
- Ложусь рано нелегко. Ну, я же гастрольный человек. Для меня не проблема лечь в 2, встать в 4 ночи и поехать в аэропорт. Я, как ни странно, очень люблю какие-то передвижения, самолеты, вставать не по режиму. Так и получается. На самом деле надо меньше спать.
- И меньше есть.
- Ну, есть – это кому как. Бог есть мера. Поэтому в меру надо все.
- Еще лежит передо мной один дисочек, на котором написано большими буквами "Премьера. Марк Тишман. От января до января". Что это?
- А это совсем новая песня. Я приехал сюда из студии, где доделал вот эту самую песню, в последний момент думал, как ее назвать, потому что песня есть, названия нет… Ну, "От января до января", мы ее сейчас не целиком послушаем с тобой, чтобы потом где-нибудь на каком-нибудь прекрасном сайте не появилась.
- Все равно появится. Но появится вместе с нами. Мне будет приятно, например, услышать себя на каком-нибудь из пиратский сайтов посреди трека Марка Тишмана неожиданно так. О чем песня?
- О том, о чем все песни. О любви.
- Это Марк Тишман только что буквально записан трек "От января до января". Да, кстати, еще никто не слышал в студии, наверное.
- Да. Огромный привет и большое спасибо Антону, Вити и Насте, которые работали над этой песней в студии.
- Они что делали? Как они работали?
- Они – аранжировщик, звукорежиссер, прекрасная девушка, которая и саундпродсер и поет бэк-вокал.
- Вообще это твоя песня целиком, да?
- Как и предыдущая, и музыка, и слова.
- А вот кроме себя у тебя есть любимые исполнители?
- А я вообще не любимый свой исполнитель, поэтому ваш вопрос некорректен. "Кроме себя". Есть, конечно, я же их назвал. Стинг, Челентано.
- Нет, это не исполнители твоих песен. Ты не понимаешь. Ваших, Марк, песен.
- Дмитрий, мои песни практически никто не исполняет. По крайней мере, из известных артистов.
- А разве на "Фабрике звезд" ты не писал для кого-то песни? Или мне это кажется?
- Ну, одну песню спела г-жа Анастасия Приходько. Одну песню - господа из коллектива с названием "Бис". "Ближе к небу, ближе к дождю" – эту самую. Поэтому ты мне предлагаешь выбрать из вышеназванных господ?
- Мне просто казалось почему-то, или так это было преподнесено в телевизоре, что это лишь малая часть тех твоих песен, которые исполняет…
- Да, было несколько песен, которые пел хор звезд нашей отечественной эстрады, "Россия вперед". Она была, кстати, приурочена к этому шоу "Сокровища нации". К кастингу молодых, умных людей, деток по всей стране. Ну, вот, пожалуй, и вся моя песнеграфия. Что касается исполнения другими исполнителями песен.
- Под конец разочаруем всех твоих поклонниц, поклонников, ответив на вопрос, который просто повторяется смска через две. Вопрос про то, есть ли ты в каких-нибудь социальных сетях в интернете.
- Нет, меня нет в социальных сетях.
- Все это не ты... Все эти 30 Марков Тишманов, которые есть на одном из популярных ресурсов, и те несколько человек с таким же именем, и с такой же фамилией на другом, это все не ты.
- Это все не я, это правда.
- Почему не хочешь влиться в стройные ряды интернет зависимых людей?
- Да, я может, и хочу, но как-то я тоже в какой-то степени интернет зависимый человек. Но я очень несобранный человек. Мне сложно себя собрать, и сложно делиться какими-то мыслями. Мне, кстати, нравится такое выражение, что говорящий не знает, а знающий не говорит. И поэтому о каких-то вещах, которые я чувствую и знаю, мне как-то неловко говорить вслух или делиться об этом в каких-то социальных сетях или блогах. Хотя мне нравятся многие блоги, я их читаю. Например, тот же блог поэтессы, которая мне очень нравится Веры Полосковой. Есть такой – Верочка. Лайф Джорнал дад кам. Очень рекомендую. Потрясающие стихи, мне кажется, настоящая, современная русская поэзия.
- Т.е. в ЖЖ бываешь. Хоть сам не заводишь, а Живой Журнал почитываешь.
- Да.
- Т.е. чукча - не писатель.
- Да, даже думаю, в принципе, не писатель - чукча.
- Ну, затягивает, знаешь, попробуй.
- Попробую. Может быть, когда-нибудь.
- Начинаешь, а потом остановиться очень сложно. Спасибо большое. Марк Тишман в программе "Попутчики" в эту субботу едет сегодня со мной далеко, но обещаю всем вернуть его, не беспокойтесь. В целости и сохранности.
- Всем счастливо, спасибо.
Марк Тишман в программе "Попутчики" // радио Эхо Москвы. - 2009. - 3 октября.
Статья из библиотеки официального сайта Марка Тишмана