Марк Тишман, "В гостях у Сергея Воробьева"
"Говорит Москва", 3 июня 2010 года
С.В. Вечерний информационный канал на радиостанции «Говорит Москва». Мы продолжаем свою работу – встречаем традиционно в это время гостей в студии. Сегодня гость у нас певец и композитор Марк Тишман, добрый вечер.
М.Т. Вечер добрый.
С.В. Рады, что пришли, вырвались. Знаю, что сейчас запись альбома происходит. Пишутся новые песни. Более того, какой-то такой хороший дружеский тандем появился с поэтом Андреем Дементьевым.
М.Т. Не могу сказать, что я целенаправленно пишу альбом. Просто появляются, сочиняются песни и я их записываю. Либо для телевизионных проектов предлагают что-то записать, старые песни перепеть - записываю.
С.В. А вот так встать в девять утра, чашка кофе и сразу к компьютеру – «ни дня без строчки»?
М.Т. Нет. Я, кстати, за компьютером не пишу строчки. Я вдруг понял - не очень пишется. Это уж если «заказ – презаказ» к какому-то корпоративу, свадьбе, еще к чему-то... Вот надо написать, то там - да, а так, нет… Ночь придет, озарит по дороге домой или как-то еще, гуляючи. А что касается Дементьева Андрея Дмитриевича, я спел его песню на его творческом вечере пару лет назад «Я тебя рисую», которую давным-давно спел Як Йола.
С.В. «Я рисую, я тебя рисую, я тебя рисую сидя у окна». Но это сейчас голос с эстонским акцентом – Марк, естественно, без него поет эту песню.
М.Т. Я ее совсем по-другому сделал, чем пел уважаемый господин Йола. Константин Меладзе сделал такую лирическо-балладную аранжировку. Андрею Дмитриевичу она очень пришлась по душе, очень понравилась и он предложил вместе поработать, спеть еще его песни… Я написал музыку на одни стихи, и в замечательной компании вместе с Иосифом Кобзоном и Тамарой Гвердцители, и, естественно, с Андреем Дмитриевичем Дементьевым мы поехали в Израиль, и проехали там шесть городов, шесть концертов. Замечательные были концерты. Мне, конечно, было приятно быть на одной сцене с Кобзоном и прекрасной Тамарой, которую я обожаю и к которой я питаю большую слабость ... Испытываю. Насладился страной, теплом, морем, и, конечно же, зрителями и, в первую очередь, наверное, артистами, с которыми выходил на сцену.
С.В. Как к учителям относитесь, Марк, к ним? Вообще у меня бы колени тряслись, понимаете, Иосиф Давыдович – могикан просто. Тамара Гвердцители…
М.Т. Сотканная из музыки женщина.
С.В. Когда она уже была взрослой – я ее слушал, как она девочкой пела в «Зеури» партию Пьеро для «Буратино».
М.Т. А я когда еще не знал, с чем будет связана моя жизнь, вернее, я-то это всегда знал, но как бы еще не влился в структуру и по телевизору меня не показывали… Я учился на факультете иностранных языков в МГУ и в доме культуры МГУ был, я не помню к чему приуроченный, концерт Тамары Гвердцители. Пришли ректорат, профессура – для них, а поскольку я участвовал в КВНе, мне тоже деканат дал пригласительные. Я помню, что был настолько потрясен концертом, я ей это рассказываю сейчас, что после этого вышел и законспектировал в тетради всё, что мне казалось, что работает, что нужно обязательно взять на вооружение, что можно повторить, чему можно научиться. И да… Теперь, когда я выходил с ней на одну сцену…
С.В. Я про колени спрашивал – не тряслись?
М.Т. Колени?
С.В. Которые должны трястись.
М.Т. Колени не тряслись. Не то, что бы я самоуверенный юноша, молодой человек... Не тряслись колени, знаете почему? Дыхание – да, дыхание сперло.
С.В. «От радости в зобу дыхание сперло».
М.Т. Не от радости - от волнения, но колени не тряслись, видимо потому, что я был сконцентрирован. Я для себя нашел средство против тряски коленей и прочих предательских проявлений волнения, которые мешают при живом пении. Надо просто сконцентрироваться на деталях, не думать – я выхожу и передо мной зал, который пришёл меня послушать, или я выхожу на одну с цену с великой Тамарой и Иосифом Кобзоном. А ты думаешь о том: «Так, в этой песне у тебя не получается вот это. В этой песне обязательно нужно эмоционально вот так уйти в себя».
С.В. Вот она как убивается романтика на самом деле!
М.Т. Абсолютно думаешь о частностях, деталях и не думаешь о результате. Думаешь, как это сделать, как на правильную волну настроиться. Какие-то свои такие, из театрального института, «манки», что называется, как собрать себя.
С.В. Факультет иностранных языков, театральный…
М.Т. Это потом.
С.В. «Это потом». Я просто думаю, как в начале своего становления Марк Тишман все-таки разбрасывался. Иностранные языки, насколько я понимаю, привлекают и до сих пор, и артисту вообще на сцене трудно без каких либо театральных движений. И когда знаешь искусство театра, намного легче чувствовать себя на сцене. Но, тем не менее, вот эти факультеты – сначала иностранные языки, а потом театральный, это был поиск себя?
М.Т. Нет. Я, как мне кажется, нашёл себя еще в дошкольный период, потому что всегда знал, что хочу петь.
С.В. Это было какое время? В 90-м году? Начало девяностых годов, я представляю, что тогда звучало на эстраде…
М.Т. Когда я был ребенком, у нас дома звучали пластинки Антонова, Пугачевой, Челентано. Вот такая музыка. И все это я повторял во дворе, собирал своих сверстников, мы устраивали концерты, продавали на них билеты. И почему-то на вырученные деньги покупали мягкие игрушки маленьким детям. Я до сих пор этого не пойму.
С.В. Это после книги «Тимур и его команда».
М.Т. Видимо, впечатленные. Причем нам было по пять-шесть лет, а мы покупали игрушки тем, кто еще меньше. Все-таки небольшие дома были: восьми-, шестнадцати квартирные. Старинные.
С.В. Я в свое время не доучился во ВГИКе только потому, что это было начало девяностых, и понял, что кинематограф отечественный, умер. Я же не думал, что он вот сейчас вот семимильными шагами он развернется, и Никита Сергеевич Михалков снимет очередной фильм «Утомленные солнцем-2»…
М.Т. Очередной великий фильм.
С.В. Очередной великий фильм о великой русской победе. Но я - целенаправленный. Я понимал, что, во-первых, никогда не вырасту до уровня Бондарчука, например, и я сам себе сказал себе – всё. Остановись и попробуй другую профессию. Вот на радио уже долгое время. А сомнений не было. Вот когда мы сейчас разговариваем – вы, Марк, говорите: «У меня не было никаких сомнений, чем я буду жить и заниматься»…
М.Т. Да!
М.Т. Нет. У меня не было сомнений в одном, что меня интересует только это в жизни. Все остальное я для себя считал бы жизненной большой неудачей. И даже не предполагал, даже не мог в своем воображении нарисовать – хотя воображение у меня нормальное, мне кажется. А чем я вообще в принципе мог бы заниматься? Поэтому я с детства знал только это. И факультет иностранных языков это был не поиск себя. Я так немножечко просто схитрил, потому что родители…Я же не москвич.
С.В. Вы из…
М.Т. Из Махачкалы.
С.В. Из «понаостававшихся»?
М.Т. Да. Я так схитрил, потому что родители бы не отпустили сына в артисты поступать куда-то... «в музыканты». А у нас в семье никого не было, ничего подобного. Поэтому я сказал, что поступлю на факультет иностранных языков. Я выбрал то, что мне давалось и то, что мне помогало, и в моей нынешней профессии поможет.
С.В. Я сегодня общался со многим людьми. Говорю: «Марк Тишман придет. Что бы у него спросить?». Они говорят: «Спроси у него, когда появится хит? Он ведь замечательный певец, хороший голос, потрясающе держится на сцене. А что самое главное, у него есть хорошая козырная партия, под называнием «молодость». А теперь вытащите из колоды еще и карту под названием «хит». Такой хит, который бы был на всех радиостанциях, который бы распевала вся страна, и который стоял бы на первом месте в рейтинге рингтонов!» Это действительно проблема?
М.Т. Я думаю, что это проблема. Но мне кажется, это не только моя проблема. Если вы подумаете – а какие песни сейчас хиты, занимают первые места и скачиваются больше всего в рингтонах? Я вам скажу, что за последние полгода в рингтонах на первом месте песня - я не очень могу ее напеть - но что-то вроде: «Я буду, я буду гореть какой-то вспышкой. Я буду, я буду навсегда твоей малышкой!».
С.В. А еще эта: «Враг мой, бойся меня!».
М.Т. Я не говорю, что это плохие песни…
С.В. Нормальные песни!
М.Т. Нормальные песни. Но это просто не совсем то, чем я занимаюсь. Может, тот вид музыки, который выбрал я, на данный момент, возможно, не исключаю, не предполагает такую абсолютную хитовость. Хотя я в голове это держу и периодически штурмую радиостанции какими-то своими песнями. Я думаю, что оно рано или поздно произойдет. Я по этому поводу не волнуюсь. Не то, чтобы я расслаблен… Но я для себя решил так, я же «певец-композитор», как вы только что сказали, поэтому посещает меня вдохновение - песня есть, запишу песню, отнесу на радио. Понравится – прекрасно, не понравится – ну, в принципе, в чём мне удобно - надо мной, слава Богу, нет никакого продюсера, который стоит и говорит…
С.В. А вот странно…
М.Т. "Марк – хит! Давай хит! И Марк там…"
С.В. И десять каких- нибудь таких…
М.Т. Да. И десять... "Мы сразу пускаем клип, альбом, распродается – в тур..." Поэтому я вот такой. Есть такой Марк Тишман, он своё споет, что-то перепоёт.
С.В. Дуэтом с кем-нибудь споёт.
М.Т. Да. Дуэтом с кем-нибудь споёт, кому-то номер может сделать, поэтому поедет на концерт – люди получат удовольствие. Поэтому, в принципе, я счастлив пока, но хит нужен. Передайте всем тем, кто вас об этом спросил, что Марк над этим работает, но не особенно напрягается. Потому что с сильным напряжением хит не родится. Хит родится вот так, походя, случайно.
С.В. Но сфера деятельности все равно расширяется. Мы уже представили Марка Тишмана как исполнителя, как продюсера, а еще и актер озвучения с недавних пор – мультфильм «Гадкий я».
М.Т. «Гадкий я».
С.В. «Вы в мультфильмах не снимались? – Нет, я их озвучивал!» - это называется По-моему премьера еще не состоялась – только-только процесс озвучивания завершен. Премьера будет скоро?
М.Т. Да, с 8 июля насколько я понимаю во всех кинотеатрах Москвы и России в 3D-формате.
С.В. А вы там кто? Так, чтобы узнать.
М.Т. Там два главных действующих лица, которые между собой все время соревнуются. Но самое главное-главное действующее лицо – это такой гений, которого зовут Грю, его озвучивает Леонид Ярмольник. А тот гений, который помоложе, и которого зовут Виктор, и он придумал, что он Вектор, его значит я. Это, действительно, мой первый опыт в озвучении мультфильма. Но что я могу сказать? Было весело, легко. И знаете, когда ты озвучиваешь мультфильм - там есть режиссер, супервайзер, представитель выпускающей компании, а потом они всё отсылают в Америку. И там люди сидят и слушают - так… эта интонация нам нравится, это нет. Но… Я горжусь тем, что они не прислали ни одной правки на мой счет, хотя смена в студии у меня длилась…я стоял часов восемь.
С.В «Who is it? – It’s Tishman. – O! Tishman – great actor!». Примерно так разговаривали американские продюсеры.
М.Т. Боссы студии «Universal».
С.В. «Не подписать ли нам контракт, подумали они, с Марком Тишманом», – на озвучение еще какого-нибудь мультфильма? То есть понравилось. Я к тому, что расширение сферы деятельности – оно, может, и будет продолжаться. У нас актеры сейчас, певцы выходят на сцену, снимаются в кино. Почему бы не попробовать?
М.Т. Я всеяден. В том смысле, что если это интересно и в этом есть что поделать, что-то «потворить» – то, конечно. Я, по большому счету, всеяден - хотя ничто не интересует и не вдохновляет меня настолько – сколько жанр, который я выбрал – песня.
С.В. Но, тем не менее – мы начали свой разговор и во время него промелькнула фраза по поводу корпоративных песен, песен на свадьбы…это для того чтобы проверить себя? Ведь очень многие исполнители, композиторы думают: я возьму только для того, чтобы доказать что я могу. Мне дали – надо написать гимн завода, который выпускает ... ну не знаю… подоконники. Вот мне надо написать и про подоконники и про людей, которые эти подоконники делают… Вот такой вот, смогу – не смогу. Или я профессионал, я сделаю все равно?
М.Т. Я думаю что, не буду кривить душей, это, в первую очередь, способ зарабатывания денег. Я не могу сказать, что я этим часто занимаюсь, но так к слову пришлось- сказал. И такие заказы, бывает, поступают. Потому что когда собирается большая компания, им хочется, чтобы прошло какое-то лицо из телевизора и спело про них. Потому что в этом есть ощущение эксклюзива и уникальности. И людям кажется, что и они тоже «в телевизоре».
С.В. Ну, ладно бы «спело», а ведь еще хотят, чтобы приглашенное лицо потом спустилось со сцены и посидело с ними, выпило.
М.Т. Но тут это уже, кстати…
С.В. По желанию артиста?
М.Т. Естественно. Потому что никто заставлять тебя не будет и поэтому для меня это, конечно, способ заработать деньги. Другое дело, похвастаюсь. Во мне есть, я не знаю откуда, такое качество…
С.В. Скромность.
М.Т. И это тоже есть, правда, меня за это часто ругают. Это абсолютно честно. Но если я уж берусь за какое то дело… И даже берусь писать песню про подоконник и про людей, которые их делают - то, чтобы написать, я, действительно, проникаюсь этими людьми, их делом, их проблемами. И я напишу это, если я это напишу, то только при одном условии – с любовью к ним. А когда ты выходишь и делаешь это с любовью, то люди это чувствуют. И часто были у меня, в моей биографии, такого рода случаи, когда люди говорят: «Марк это же...» Им кажется, что вот я про них всё знаю, следил за ними. Потому что им кажется, что так спеть или сказать – это нужно очень вникнуть. Ну, и действительно, я вникаю так - потому у меня люди самых разных профессий – друзья.
С.В. Хотел бы спросить про песню «Я к тебе вернусь» - это последняя крайняя песня, премьера которой состоялась…
М.Т. Состоится сейчас…
С.В. Состоится сейчас…
М.Т. Или состоялась у нас…
С.В. Она состоялась вообще? То есть ее люди недавно услышали? Мы ее тоже, я надеюсь, услышим. Вопрос в том, когда песня записана, сведена, спета – всё финальный продукт... Бывает такое, когда Марк Тишман слушает ее и говорит – я на 100 процентов ей доволен или всегда находится что-то - ну вот это получилось на 90 процентов?
М.Т. Всегда чем-то недоволен. Потому что проходит время и тебе кажется, вот здесь надо было так сделать, а вот здесь так. Возможно, мне не хватает какого-то очень крутого саунд-продюсера, взгляда со стороны. Но боюсь, что у нас в стране таких… С одной стороны, есть саундпродюсеры, которые работают в жанре поп-музыки, которые тебе абсолютно делают песню, которая подойдет под формат этой или другой радиостанции. Такие крупные сетевые музыкальные радиостанции. Но они убьют меня в этой песне и мою песню, поэтому я к ним не обращаюсь. Но, наверняка, я когда-то проэксперементирую.
С.В. А это не страх из-за того, что придет посторонний человек и, действительно, из Марка Тишмана - из какого какой он есть - сделает нечто удобоваримое для европейской публики?
М.Т. Да, потому что уже были случаи и, на мой взгляд, неудачные. Какие-то вещи, которые действительно понравились и которые были восприняты максимально большой аудиторией положительно – это были вещи, которые абсолютно делал я сам, но плюс какой-то мастер, может, что-то подправлял и последний штрих делал.
С.В. В июне у Марка выступления… Кстати, вы его можете увидеть на сборном концерте памяти Людмилы Георгиевны Зыкиной. А песня выбрана?
М.Т.«На побывку едет молодой моряк…»
С.В. Ой. «Грудь его в медалях, ленты в якорях». А почему именно она или это…
М.Т. Предложили несколько песен на выбор – я выбрал эту.
С.В. Примерно вот в такой тональности?
М.Т. Нет-нет.
С.В. Потому что получилось сейчас, что Марк Тишман продемонстрировал голос Ольги Воронец… Ну, примерно…
М.Т. Нет. Она будет абсолютно в другом ключе сделана.
С.В. То есть надо прийти и послушать?
М.Т. Да, конечно. Я же не работаю в жанре пародии. Я бы мог еще не так запеть - (поёт в стиле русской народной песни).
С.В. Вот это я понимаю! При этом я хотел бы уже финальный вопрос задать – Марк Тишман, по какому-то опросу…
М.Т.После этой вокальной строчки меня решили выпроводить и сказать, вот теперь финальный вопрос.
С.В. Да нет – просто время поджимает.
М.Т. Да я шучу, конечно.
С.В. Оказывается, Марк Тишман по опросу какого-то интернет-издания входит в число «Ста самых красивых людей Москвы». На первом – Юрий Михайлович Лужков, ну и далее по списку. Слышали про это?
М.Т. Да.
С.В. Приятно?
М.Т. Честно?
С.В. Да.
М.Т. Спокойно к этому отношусь.
С.В. Вот я тоже так хотел, чтобы вы именно так и ответили. Вот когда обсуждают творчество – это одно. А когда обсуждают красоту, хобби, домашних животных и кто на каком велосипеде… Кстати, на каком велосипеде вы по Риму ездили?
М.Т. На велосипеде с корзинкой для фруктов сзади и с названием отеля, в котором жил.
С.В. Прекрасно. Так вот давайте обсуждать все-таки творчество Марка Тишмана. Давайте за его творчеством следить.
М.Т. Дай Бог, чтобы было что обсуждать. Это самое главное.
С.В. Я надеюсь, что трудоголизм все-таки у Марка в крови. Потому что зайдите на его сайт. Посмотрите те мероприятия, в которых он собирается принимать участие, и в которых он принимал участие. И поймете, что перед нами настоящий трудоголик. Спасибо большое, что были с нами с сегодня…
М.Т. Спасибо вам
С.В. И ждем в конце года, Будем подводить итоги в конце года!
М.Т. Обязательно.
Марк Тишман в гостях у Сергея Воробьева // сайт радио "Говорит Москва". - 2010. - 3 июня.